Направления деятельности
Формирование интегративных качеств этнокультурной направленности детей дошкольного возраста посредством интеграции образовательных областей
Реализация этнокультурного компонента содержания дошкольного образования
в условиях инновационной образовательной площадки
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». На современном этапе развития нашего общества проблема этнокультурного воспитания становится как никогда актуальной и необходимой. Республика Мордовия – многонациональный регион, где проживают различные этнические группы, и имеется богатейший опыт построения межкультурных и межэтнических отношений.
Наш детский сад посещают дети различных национальностей: русские, мордва, татары и др. Практика показывает, что общаясь в социуме, у детей рано появляется интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии. А привнесение во все виды детской деятельности национально-регионального компонента способствует развитию у детей познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости, дает знания о принадлежности к тому или иному народу, формирует интегративные качества, воспитывает чувства патриотизма и толерантности.
С 2015 года приоритетным направлением работы МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида» является: «Формирование интегративных качеств этнокультурной направленности детей дошкольного возраста посредством интеграции образовательных областей».
Проведенное анкетирование родителей (законных представителей) наших воспитанников показало следующие результаты: 72% родителей положительно относятся к инновационной деятельности, а 44% выразили готовность в той или иной форме сотрудничать с дошкольным учреждением в реализации программы.
Инновационная деятельность носит поэтапный характер и осуществляется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, взаимодействие с социумом, организация поликультурной предметно-развивающей среды.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда в полной мере способствует реализации этнокультурного компонента и включает в себя:
- центры народной культуры во всех возрастных группах;
- мини-музей национальной культуры, тематические выставки которого отражают основные сферы жизнедеятельности края: историческую, культурную, экологическую и трудовую.
- на территории детского сада оформлена экологическая тропа, знакомящая детей с растительным миром Мордовии.
- в летний период функционирует «Мордовское подворье», включающее в себя скульптуры малых форм.
Определяющим условием в организации этнокультурного образования являются творческий потенциал педагогов, их стремление к профессиональному совершенствованию и использованию инновационных методик образования и воспитания. Одним из способов приобщения к новейшим образовательным технологиям служит участие в научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах и мастер-классах (таблица на слайде)
Приобщение детей к культурному наследию своего народа и становление личностных качеств осуществляется через следующие формы и виды деятельности:
• непосредственно образовательную деятельность в интеграции образовательных областей на основе единого этнокультурного содержания;
• игровую деятельность;
• беседы;
• проектную деятельность;
• самостоятельная деятельность;
• целевые прогулки, экскурсии в библиотеки и музеи;
• культурно-досуговую деятельность, включающую праздники, развлечения, театрализованные представления. Большое внимание уделяется календарно-обрядовым праздникам, таким как Рождество, Масленица, Светлая Пасха.
В детском саду реализуются программы по дополнительному образованию «Тиринь кель» по обучению детей эрзянскому языку, фольклорный кружок для детей младшего дошкольного возраста «Говорушки».
Воспитанники детского сада принимают активное участие и занимают призовые места в городских, республиканских и всероссийских конкурсах, таких как: городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Бабань-парь», конкурс «Заповедная природа Мордовии», конкурс «Пасхальная мастерская», Всероссийский этноконкурс исследовательских, проектных и творческих работ «Панжема» и др.
Толерантное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей. Вовлечению родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей способствуют такие формы совместной работы, как:
• Консультации и беседы;
• Групповые и общие родительские собрания;
• Анкетирование;
• «Дни открытых дверей»;
• Участие в праздниках и развлечениях;
• Выставки: «Кукла в национальном костюме», «Тавлинская игрушка», «Конкурс рисунков» и др
Обязательным условием формирования целостной системы этнокультурного образования является сотрудничество с социальными партнерами: Государственным театром кукол Республики Мордовия, городским детским центром театра и кино «Крошка», музыкальным театром оперы и балета им. И.М. Яушева.
Познавательные экскурсии в республиканский краеведческий музей им. И.Д. Воронина, мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945, МР МИИ музей им. С.Д. Эрьзи способствуют обогащению знаний об истории нашего города, воспитывают в детях чувство патриотизма и гражданственности.
Творческие встречи в детской библиотеке № 5 им.С.Я. Маршака и участие в православных благотворительных выставках-ярмарках способствуют освоению детьми общечеловеческих ценностей.
Личный творческий и профессиональный вклад каждого воспитателя и активное участие всего педагогического коллектива в целом способствовало тому, что в 2018 году наш детский сад стал победителем муниципального конкурса «Муниципальные дошкольные организации, внедряющие инновационные образовательные программы».
Нормативные документы
- Приказ от 31.08.2015 г. № 01-02/219а "О присвоении статуса инновационной площадки муниципальным дошкольным образовательным организациям городского округа Саранск" (pdf, 2.10 MB)
- Положение по организации инновационной площадки (doc, 148.50 KB)
Дискуссионная площадка руководителей муниципальных дошкольных образовательных организаций го Саранск (2019)
- Реализация этнокультурного компонента содержания дошкольного образования в условиях инновационной образовательной площадки (pptx, 26.38 MB)
Муниципальный конкурс "Муниципальные дошкольные образовательные организации, внедряющие инновационные образовательные программы (2018 г.)
- ДИПЛОМ ПОБЕДИТЕЛЯ (pdf, 673.01 KB)
Аналитический отчет
- Аналитический отчет по инновации (pdf, 542.25 KB)
- Презентация к аналитическому отчету (pptx, 79.00 MB)
Фотоотчет
Видео
Заведующая Гурьянова Елена Николаевна.
К списку